Беззащитные щиты
25 февраля 2004 года

Главы девяти крупных рекламных агентств Казани, в том числе «АПР Сити», ИМЭКС, РА «Лариса», «Неон-Арт», «Сталкер», обратились к правительству Татарстана с письмом, требуя навести порядок на рекламном рынке города. По мнению предпринимателей, Казань сегодня является одним из немногих крупных городов России, где установка щитовой рекламы проходит согласование с несколькими не уполномоченными на это госорганами. Таким образом, рекламщики считают, что местные власти разных уровней незаконно собрали с них $1 млн.
Главы девяти рекламных фирм Казани (всего на рынке Казани их насчитывается около 20), подписавшие обращение к правительству Татарстана, выступили против действий столичных властей на рекламном рынке Казани и потребовали установить единые правила размещения билбордов.
Согласно федеральному закону «О рекламе» разрешение на установку рекламных щитов вправе выдавать только органы местного самоуправления (например, в Москве, Санкт-Петербурге и других городах разрешение выдает единый муниципальный комитет), которые взимают за это плату в доход своих бюджетов. Однако Казань пока не имеет статуса муниципального образования, поэтому законодательные нормы оказались заменены временным порядком, разработанным столичной администрацией. Согласно ему право на заключение договора на установку щита отдали районным администрациям, что противоречит закону «О рекламе».
Это, по мнению предпринимателей, привело к полному хаосу. И сегодня установка каждого рекламного щита проходит последовательное согласование сразу с несколькими не уполномоченными на это органов. В частности, договор с районной администрацией должен получить одобрение казанского ГлавАПУ и органов ГИБДД. Только с их согласия городской земельный комитет подписывает договор на аренду земельного участка, после чего и начинается установка билбордов.
Директор фирмы «АПР Сити» Камиль Нургалеев заявил на заседании экспертного совета, где в минувшую пятницу обсуждалось обращение рекламщиков, что районные власти выставляют им односторонний договор. «В нем не прописано ничего, а сумма оказываемой спонсорской помощи (не узаконенная плата за получение разрешения на установку щитов) часто произвольна. Особенно трудно в нынешнюю предвыборную кампанию. Если я не оплатил 300 тыс. руб., говорят «Сносите конструкции и уходите», — рассказал он.
По словам предпринимателей, согласование щитов в органах ГИБДД также не предусмотрено федеральным законом «О рекламе». Впрочем, ГИБДД на это уполномочил соответствующим постановлением Кабинет министров РТ. Согласно постановлению ГИБДД осуществляет контроль за размещением рекламных щитов и взимает плату за их установку в размере 2,6 тыс. руб. в собственный фонд. Это постановление экспертный совет намерен передать на правовую экспертизу в татарстанскую прокуратуру. Между тем пару месяцев назад ГИБДД Татарстана вышла с инициативой к правительству РТ о создании единого разрешительного органа в составе ГИБДД.
Инициативу предприниматели восприняли в штыки. «Не может контролирующий орган заниматься хозяйственной деятельностью. Тогда наш бизнес пойдет крахом», — прокомментировал планы ГИБДД господин Нургалеев.
По словам директора фирмы «Неон–Арт» Алексея Мамакова, с 1 января 2004 года земельный комитет Казани отказался продлевать договоры на аренду земельных участков и в то же время начал штрафовать предпринимателей за их отсутствие (10 тыс. руб. за каждый щит). Кроме того, по словам господина Мамакова, власти установили неоправданно высокий коэффициент на аренду земли, относящейся к категории общего пользования. «Все эти сборы ничем не узаконены, поэтому кто–то платит, кто-то нет, цены на рынке сбиваются. Только в прошлом году рекламщики выплатили $1 млн, но где эти деньги?» — заявил он. «Мы предлагаем правительству РТ урегулировать ситуацию и ввести единые правила. И настаиваем, чтобы был создан единый государственный орган, которому мы готовы платить, но на законных основаниях», — резюмировал требования рекламщиков господин Мамаков.
Вчера в администрации Казани отказались комментировать выступление рекламщиков. В одной из районных администраций „Ъ“ заявили, что предприниматели действительно оказывают спонсорскую помощь, но только в качестве оформления площадок для праздничных мероприятий. А заместитель начальника земельного комитета Казани Ришат Гайнаншин вообще опроверг утверждения о приостановлении договоров на аренду земли. «Если ГлавАПУ издало постановление о предоставлении земли для установки какого-либо щита, то мы автоматически его заключаем. И присваиваем ему кадастровый номер. Если мы в чем-то ошиблись, то пусть обращаются непосредственно в комитет», — заявил „Ъ“ господин Гайнаншин.
Учитывая то обстоятельство, что обращение подписала только половина казанских рекламных агентств, не исключено, что городской рынок рекламы расчищается для дружественных администрации компаний, предоставляющих ей выгодные условия и тарифы на размещение рекламы. В частности, речь может идти и о тарифах на политическую рекламу в преддверии выборов в Госсовет РТ. Возможно, именно поэтому часть более независимых от властей рекламных агентств и попыталась изменить эту ситуацию с помощью своего обращения к властям.
ЛУИЗА ИГНАТЬВА, "Коммерсантъ-Волга-Урал"